Аюрведа вез мифов и легенд

21.4.2017, 13:11

Лет за семьсот до Рождества Христова в одной из прекрасных горных долин Гимаяаев собрались знаменитые ученые мужи, выдающиеся лекари со всех концов Арьяварты — страны ариев (современные Индия, Непал, Пакистан и Бангладеш). Они решили составить наставление о том, как избавить человека от страданий и научить жить долго и счастливо.

Великий врач древней Индии Атрея Панарвасу поручил шести своим ученикам записать все, о чем говорилось на этой встрече. До нас дошел, да и то в сильно измененном виде, только сборник Агнивеши, названный так по имени лучшего из учеников Атреи. Именно этот сборник, написанный в виде вопросов ученика и ответов учителя по различным медицинским вопросам, стал на несколько столетий основным учебным пособием для всех врачей-вайдья, практикующих по системе Аюрведы, хорошо знающих ее.

Прошло несколько столетий. Наука, и медицина в том числе, не стояли на месте. Древнеиндийские врачи приобретали практический опыт в лечении различных заболеваний, совершенствовали знания о лекарствах и травах. Работа Агнивеши требовала обновления. Сделал это выдающийся врач и ученый Древней Индии Чарака, Великий Странник. Именно так переводится с санскрита это имя. Взяв за основу сборник Агнивеши, он кардинально переработал его, дополнив многими новыми сведениями.

Аюрведа учит, как достичь гармонии тела, души и разума. Коренное ее отличие от европейских медицинских систем заключается в целостном подходе к человеку. Для Аюрведы в принципе не важны отдельные симптомы болезни. Она, в первую очередь, определяет причину страданий, возникшую из дисгармонии или дисбаланса тела, души и разума и повлекшую болезнь, и устраняет ее. Основные пути сохранения здоровья и продления жизни по Аюрведе заключены в правильном питании, соблюдении распорядка дня, ежедневной медитации и выполнении комплексов дыхательных и физических упражнений. Кроме того, человек должен придерживаться дхармических (поведенческо-этических) предписаний.

Нет, наверное, сейчас человека, который бы не слышал о йоге — системе физического, умственного и духовного совершенствования. Индийский мудрец Патанджали, живший за 200 лет до нашей эры, был первым, кто записал ее правила и методы. Именно он дал своим последователям Аштангу — восьмиступенчатую систему йоги, состоящую из йама (духовных ценностей), ньяма (самоочищения), асан (физических упражнений), пранаямы (контроля за дыханием), пратхъяхары (контроля над чувствами), дхараны (концентрации), дхъяны (медитации) и самадхи (созерцания или состояния высшего сознания). Как вы видите, вся система йоги основана именно на принципах Аюрведы и является ее составной частью.

Человек, по Аюрведе, является неотделимой частью Вселенной. В нем протекают точно такие же процессы, что и в космосе, и состоит он из тех же первоэлементов, называемых махабху-та. Их пять: земля, вода, огонь, ветер и эфир. Организм каждого человека включает все эти пять элементов, но в различных комбинациях, благодаря чему каждый человек индивидуален и уникален. Аюрведа утверждает, что количественный набор элементов в каждом человеке определяет не только его физическую сущность, но и его характер, поведение, склонности, а также предрасположенность к определенным заболеваниям.

В применении к телу человека принцип пяти элементов трансформируется в теорию трех основных психофизиологических принципов (доша), которые, в свою очередь, комбинируются друг с другом у каждого человека в различных пропорциях, и семи основных компонентов тела (дхату). На принципах доша и дхату основаны аюрведические фармакология и теория питания, учитывающие также шесть вкусов и шесть качеств пищи и лекарств.

Суть диагностики и терапии Аюр-веды заключается в соблюдении или поддержании баланса трех основных составных частей организма: семи дха-ту, трех дош и выделений — мала. Дхату (плазма, кровь, мышцы, жир, кости, костный мозг, сперма — у мужчин и яйцеклетки — у женщин) представляют собой основные компоненты тела, приспособленные для переваривания и усвоения пищи, воздуха и воды. В результате образуются три органических начала —доши, носящие названия вата, питта и капха, а также выделения — мала. Доши — это микропредставители космических первоэлементов. Так, вата, например, это комбинация воздуха и эфира, питта — воды и огня, а капха — земли и воды. Каждая из дош отвечает за отдельные конкретные функции нашего организма. Вата контролирует дыхание и движение, циркуляцию крови и работу ума, то есть любое движение в организме. Питта следит за перевариванием и усвоением пищи, памятью и интеллектом и в целом за термодинамикой. Капха выступает в качестве смазочного материала, формирует ткани и слизи, а также отвечает за водообмен. При правильном балансе дхату-доша-мала человек здоров. При дисбалансе, согласно Аюрведе, нездоров. Характерно, что Аюрведа избегает слова болезнь, говоря лишь о дисбалансе и нездоровье.

Обследуя пациента, вайдья прежде всего определит сущность человека — его физическую и духовную конституцию, называемую пракрити. Аюрведа говорит, что идеально здоровы только святые. Лишь у них все гармонично и сбалансировано. Все остальные люди, то есть мы с вами, немного или серьезно разлажены, разбалансированы. Природой в каждом человеке заложена определенная программа — пракрити. Ее можно условно соотнести с генным кодом. Эта пракрити изначально несет в себе дисбаланс, потому что если бы человек был абсолютно совершенен, то он бы и не родился, т. е. не перевоплотился бы, а, согласно индийской философии, слился с богом в момент предыдущей смерти. Таким образом, дисбаланс при рождении означает преобладание, избыточное количество одной из дош.

Всех людей на земле, независимо от пола, расы и национальности, Аюрведа подразделяет на три типа — пракрити. Первый — это человек хрупкого телосложения, активный, легко возбудимый, веселый и подвижный. Это — характерные черты первоэлементов воздуха и эфира. Его пракрити, следовательно, — вата. Другой — полноват и несколько медлителен, вынослив, терпелив, сонлив и любит вкусно поесть. Здесь преобладают элементы земли и воды. Аюрведа относит его к пракрити капха. Третий — энергичен, умен, красноречив, воинствен и собран. Он терпеть не может тратить попусту время и пропускать четко установленное время приема пищи. В то же время он склонен к гневу и агрессии. Это — типичный представитель питта пракрити. В Аюрведе имеется около двух десятков психофизических характеристик для определения пракрити каждого человека, и называются они гуна.

Однако представителей «чистых» вата, питта или капха на земле не более двух процентов. У большинства людей избыточны элементы не одной, а двух дош примерно в равной пропорции, то есть у них смешанная пракрити.

Тем не менее в этой статье для примера мы возьмем именно «чистую» пракрити вата в нормальном, сбалансированном состоянии. Так что же это за человек? Помните, что пол для пракрити не имеет значения.

Как правило, вата быстр, легок на подъем, активен, общителен и дружелюбен. Он охотно, с энтузиазмом берется за любое новое дело, но так же быстро и «остывает», не доводит начатого до конца. Вата разговорчив, порой болтлив, быстро и много ест, но остается худым. Про такого в народе говорят: «Не в коня корм». Вата не любит долго спать, ему хватает 5—6 часов для полноценного отдыха. Не любит он также холода и темноты. Вата излишне эмоционален и возбудим. Он быстро запоминает, схватывает новое на лету, но так же быстро и забывает прочитанное или услышанное. Вероятно, часть наших читателей нашли в себе какие-то из названных черт. Следует помнить, что все сказанное относилось к человеку с пракрити вата в нормальном состоянии. Что же происходит с ним при дисбалансе?

Тут надо уяснить, что переизбыток одной из дош (в нашем случае вата доши) вызовет примерно одинаковые изменения у представителей любой пракрити, однако наиболее характерны эти негативные отклонения будут именно для пракрити вата.

При переизбытке вата доши у человека, как правило, пропадает аппетит, ухудшается сон, он начинает страдать от нарушений пищеварения, запоров и несварений, газов и изжоги. По ночам его могут мучить кошмары, преследовать навязчивые идеи и тревоги. Он то смеется, то плачет, впадая иногда в истерику, быстро утомляется. Мигрени и острые, резкие боли также характерны для дисбаланса вата.

Участковый терапевт найдет у такого пациента целый «букет» заболеваний и расстройств, даст направления к специалистам от невропатолога до эндокринолога и пропишет болеутоляющие, успокоительные и снотворные средства. А вот для вайдьи подобный случай совершенно типичен. Это дисбаланс вата. Он предложит комплекс несложных процедур, исходя из степени дисбаланса. Вайдья попытается обойтись безмедикаментозными средствами, а уж если пациент сильно разбалансировал свой организм — тогда пропишет и лекарства. Об аюрведических лекарствах и препаратах стоит рассказать особо.

Лучшим аюрведическим лекарством считается сама пища, в которой широко используются специи и пряности. Чисто лекарственные формы готовятся исключительно из натуральных, экологически чистых продуктов растительного и животного происхождения, а также из минералов, металлов и камней, включая драгоценные и полудрагоценные. Практически все аюрведические средства многокомпонентны, поскольку их действие направлено не на отдельный орган или заболевание, а на комплексное расстройство всего организма.

Возвращаясь к предписаниям при дисбалансе вата, приведу несколько практических советов вайдья. Прежде всего, по их мнению, при данных дисфункциях следует побольше спать и отдыхать в течение дня, не переутомляться ни умственно, ни физически, побольше находиться в тепле, регулярно, не реже трех раз в день есть пищу, содержащую много белков, жиров и сахара. Рекомендуется обильное теплое питье (настои трав). Чай и кофе следует исключить: согласно Аюрве-де, они являются слабыми наркотиками и лишь усилят сложившийся дисбаланс. Вайдья пропишет также масляные обтирания и теплую ванну. Он посоветует избегать громкой музыки и шума в целом. Крайне полезно при дисбалансе вата общение с приятными людьми, внимание со стороны знакомых и родных. Пациенту порекомендуют подольше находиться в светлой комнате с чистым, но не сухим воздухом и читать веселые, развлекательные книги и журналы. Желательно также отказаться от алкоголя и сигарет. При соблюдении этих несложных правил у больного должно быстро наступить улучшение самочувствия.

В более серьезных случаях вайдья добавит к перечисленному клизмы, ветрогонные средства, лекарства, обладающие сладким, кислым или соленым вкусом, специальные масляные массажи на основе лекарственных трав, травяные бани и ингаляции, ароматотерапию.

Надо сказать, что Аюрведа широко использует очистительные процедуры при лечении практически всех функциональных расстройств. Рвотные, слабительные разной степени, ветрогонные средства и средства для чихания, клизмы, а также массажи и ингаляции предписаны при большинстве серьезных дисбалансов. Одних клизм в Аюрведе насчитывается свыше пятидесяти разновидностей. Однако простые водные клизмы Аюрведа считает бесполезными. Здесь клизмы готовят только на травяных отварах, молоке и маслах с использованием экстрактов лекарственных растений.

Как уже говорилось, Аюрведа считает пищу основным и лучшим из лекарств. Все продукты питания аюрведческая традиция делит на шесть вкусов (сладкий, горький, соленый, кислый, острый и вяжущий) и на шесть парно-противоположных качеств — гун (легкий — тяжелый, жирный — сухой, горячий — холодный). Самостоятельно определить гуны для европейца весьма непросто, ведь большинство продуктов имеют по два и более вкуса и качества.

Так, например, цельное молоко имеет все шесть вкусов и, кроме того, оно тяжелое и холодное. Поэтому молоко признается божественной пищей, предписанной всем. Если вы попадете в индийскую деревню, то поданный вам стакан молока будет означать то же, что у нас хлеб-соль, пожелание здоровья и благополучия.

Аюрведа считает, что в каждом человеке природой заложена своя, программа на «правильные» и «неправильные» продукты. Человек сам должен подбирать для себя диету, исходя из субъективных ощущений и предпочтений, есть то, что ему нравится и не приносит вреда.

Наряду с европейской медициной и гомеопатией Аюрведа официально разрешена в Индии и ряде сопредельных стран. Специальный университет готовит врачей-вайдья. В ряде колледжей созданы кафедры или отделения Аюрведы, а при больницах и клиниках имеются параллельные структуры аюрведического направления. В Индии широко развита сеть аюрведических аптек, ведется прием больных частными и государственными врачами-вайдья.

Аюрведа хороша уже тем, что не отвергает любые другие методы оздоровления человека — демократизм, достойный подражания.

Поделитесь в социальных сетях:

Комментарии:

Наша группа Вконтакте
Лента новостей: